Кто такой человек образованный

…Когда заканчивался первый экспериментальный учебный «парковый» год, родителям учеников, еще несколько растерянным, не уверенным в правильности выбора, не расставшимся с ностальгией по настоящей школьной дисциплине, когда учителя ругают родителей за плохую проверку плохо сделанной домашней работы, предложили написать… рекомендательные письма своим детям о том, что в них, детушках, появилось нового и хорошего за время учебы в парке. О том, чему ребята все-таки научились – если вообще научились, бегая по Парку.

И что оказалось.

«Чему я очень рада в моем сыне, Косте М.

Я рада, что ты:

1) Перестал считать, что ты хуже кого-то из ребят умеешь и можешь делать что-то.

2) Не боишься сложного задания, берешься, доводишь до конца, несмотря на сомнения.

3) Понял, что ты интересен многим и можешь многое, чего не могут другие.

4) Научился работать с разными ребятами, сотрудничать, помогать им.

5) Понял, что если поработать, вложить усилия, сделать все, что можешь – то сможешь: сыграть большую роль, сделать большую работу, научить других, стать лучшим в чем-то, научиться многому.

6) Хочешь ходить в школу.

7) Хочешь научиться многому.

8) Хочешь научиться сложному.

9) Хочешь научиться делать многое хорошо.»

Не кажется ли вам, что на освоение такой программы многим людям требуется целая жизнь и иногда не хватает ее? Что это есть не что иное, как умение жить? То, что отличает человека состоявшегося, сильного, способного выдержать жизнь и простроить ее для себя по-своему? Не есть ли это та основа характера и ума, на которую потом должны ложиться (и только и могут правильно лечь) миллионы битов информации – нужной, интересной, осознанно выбранной информации? Нельзя ли сказать, что эти качества – и есть цель воспитания, образования человека?

Учит ли этому традиционная школа? Вернее, удается ли ей научить? Или именно эти качества ей удается подавить и разрушить? Ведь с похожим букетом трепещущих чувств и желаний малыши переступают порог 1 сентября.

Куда, в какой песок уходят потом все эти хотения и понимания?

«Но они же останутся неучами!!!»

Нам привычно кажется, что только академически разработанный глобальный план, сложно связанные между собой программы по школьным предметам могут дать ребенку полноценное, энциклопедическое образование, систематическое представление о мире. Какие битвы разыгрываются в академических институтах за ту «компоненту» или за эту, за включение этого блока или за интеграцию этих наук на этом именно уровне, а не на том… А Маша заболевает ангиной, пропускает компоненту и никогда не наверстывает ее. А у десятилетнего Пети нервный срыв на почве развода родителей, он выбегает в плавках в коридор из бассейна, повергая в шок педколлектив и в слезы маму, и весь блок интегрированных наук этой осенью проскальзывает по краю его сознания, не оставляя отпечатка – вот вам систематические знания, энциклопедический взгляд на мир! Так, может, оставить его в покое? Разрешить ему развиваться не всесторонне, а только по той спиральке, что исходит из маленького интереса, например, к щенкам с толстыми лапами и движется теплым интересом к удивительному устройству жизни вообще?

Вы думаете, не увлечется ребенок исследованием на глобальную тему о том, почему у щенков, как правило, толстые лапы – если это его собственный вопрос? Если именно этот научный труд и станет единственным содержанием его школьной жизни первое время? Особенно если учитель будет увлечен этой темой не меньше его?

Лишь бы найти этот интерес! Мотивация горами движет, а витки спирали имеют свойство расширяться, захватывая много нужных вещей по дороге. Увы, может быть, он не доберется до интегралов или органической химии, а также квантовой физики, увлеченно маневрируя лишь в потоках своей информации. Но ведь их и не осваивают 70 процентов детей в обычной школе, и все равно, как подтверждают ученые, 90 процентов программных сведений, вошедших в правое ухо, вылетает из уха левого?

Имеет ли право ребенок стихийно строить траекторию своего образования, пробираясь в море информации вслед за своим самостоятельным интересом, или он должен поглотить отмеренную взрослыми меру культурного опыта человечества – пассивно, с сопротивлением, поверхностно, с провалами, но по плану?

Кровавый это в образовании вопрос. На этом лезвии не один новатор срезался, не одна экспериментальная школа сгорела.

- Мой педагогический опыт показывал, что внутри одного предмета ребенок действительно может выбирать свой путь и при этом развивать знание эффективнее, чем при последовательном изучении, – продолжает Ольга Леонтьева. – Следуя установкам на ценность автономного знания, можно, например, научить детей не только иностранным языкам, но также химии и биологии. Но если так, то почему всю свою образовательную траекторию он не может прокладывать сам? Может!

Так почему бы не поставить ребенка в ситуацию выбора и поиска с самого начала, пока живы его бесчисленные вопросы? Ведь дальше инициировать познавательную активность подростков, убитую школой, будет очень трудно.

- Мне кажется, главное, что мы можем сделать в парк-школе и чего не может сделать класс-школа – это с самого начала создать возможность для поиска каждым ребенком личностного смысла в этой искусственной деятельности, – говорит Александр Гольдин, ныне директор екатеринбургской школы №19, руководитель федеральной экспериментальной площадки «Школа-парк».

Марина Косминастатья Марины Косминой. Марина Космина закончила журфак МГУ, работала в Московской области в газете и на кабельном телевидении, а ныне пишет статьи для газеты «Первое сентября».

 



Статьи из этой категории

Слова: , ,

Благодарю за поддержку:

Комментариев нет »

Комментариев нет.

Оставить комментарий

Спам-защита :-)

Введите сумму: 2 + 11 ?
Пожалуйста оставьте эти два поля как есть:

Вы здесь

Гид > Статьи > Почитать - поразмышлять > Кто такой человек образованный

Шедевры мирового детского фототворчества - коллекция flickr -

 
Underwater 2RulesVegemitered lightTravelling TedWill the cat sweep the driveway? Thought not!Chalk drawingRadishSpa bubblesThe ShadowStill life with lunchbox and kitten.patient beauty010/365 - 10 January 2018 - Daffs by Dylan [age8]DSCF5103DSCF4237Alexander's Nature Quest Contest EntryAlexander's Nature Quest Contest EntrySilted dam, Orroroo

Новая жизнь старых вещей

Новая жизнь старым вещам! Наша Земля имеет ограниченные ресурсы и мы должны с умом подходить к утилизации отходов. Вдохновитесь нашими идеями и дайте вторую жизнь Вашим вещам! Посмотрите на них с другой стороны, с третьей и четвертой и узнайте, как многократно использовать, переработать и уменьшить наше потребление материалов и продуктов, чтобы уменьшить занимаемую нашим мусором площадь!